1 добавить в

Тема: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

Понятие «народная смеховая культура» вошло в обиход интеллигентов благодаря работе Михаила Бахтина «Поэтика Франсуа Рабле». Бахтин рассказал о «карнавальном сознании» средневекового мира, показал, как язык площадей противостоял языку монастырей и королевских дворов.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» есть образец контрязыка, утверждал Бахтин. Исследователь писал о переворачивании смыслов, о «материально-телесном низе», который противостоит идеологии. Эвфемизм «материально-телесный низ» обозначал вульгарности и похабства, без которых нет площадной жизни. Не то чтобы в России обожали Рабле, но обретение свободы через смех стало для интеллигенции откровением.

Парадоксально, что народную смеховую культуру она опознала как свою, хотя смеховая культура — это, вообще говоря, коллективное сознание народной общины.

Но к искомому моменту советской истории городская прослойка как раз оформилась как своего рода община, а той первичной общины, которую старательно рушили Столыпин и Троцкий, уже не существовало. Городская прослойка идентифицировала себя с интеллигенцией: считалось, что эта прослойка — носитель культуры и хранитель знаний. На деле, разумеется, это было далеко не так. Солженицын характеризовал эту страту как «образованщину», а у народа слово «интеллигент» стало ругательным — и не потому, что водитель троллейбуса не уважал Менделеева и Ключевского, но потому, что среднеарифметический выпускник Полиграфического института, обыватель с запросами, уже не был «народом», но и «профессором» не собирался становиться. По сути, он был никем — горожанином и только.

Возникла вязкая городская среда со своим кодексом поведения, с фольклором и с определенной связью с русской интеллигенцией. Связь была символической — так итальянцы наследуют древним римлянам. Но важно, что в качестве самоназвания городская община выбрала себе имя «интеллигенция», а вместе с именем присвоила и наследие судеб Соловьева и Блока, Пастернака и Достоевского.

К моменту публикации книги Бахтина уже было ясно, что новая интеллигенция не разделяет с народом убеждений, а общую судьбу разделяет поневоле, и говорят они на разных языках. Народ (так считалось) отныне имеет общий язык с коммунистическим начальством — да, собственно, начальство и есть народ, кухарки управляют государством. Языком народа-начальства стал бюрократический жаргон, а язык народной культуры перешел в ведомство городской общины. Брань и матюки циркулировали в городской среде, интеллигентные барышни загибали такие обороты, что дореволюционный извозчик бы ахнул. Но после книги Бахтина под бытовую распущенность подвели теоретическую базу.

Оказалось, что соленая шутка имеет культурный подтекст: культуру только выдавали за целое — на деле это две культуры: охранительная и радикальная, регрессивная и прогрессивная. И в этот момент произошел оглушительный перформанс, затмивший все последующие. Городская община немедленно идентифицировала себя с народом — а народ почли яко не бывшим. Основания для перформанса были: община народная распалась давно, коллективизация страну проутюжила, что там спасать — Палех? Хохлому? Где он был, этот русский народ? Народ подался в революционные матросы да в работники райкомов, спившиеся колхозники и дворники — это что, народ? Анчоусы и быдло, точнее не скажешь.

Так кто же отныне правообладатель народной культуры, как не городская среда?

<развернуть спойлер>

http://expert.ru/expert/2012/28/ten-kulturyi/

2 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

http://www.gazeta.ru/politics/blogs/vin … 5733.shtml

3 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

Иван пишет:

gazeta_ru

Статья ни о чём, наведение тени на плетень. Выпадка на всех, кто не за бессмысленную революцию (точнее путч, т.к. смена курса не предполагается) в пользую ещё больших либералов и воров.

Когда есть какие-то реальные проблемы и реальная повестка дня, как из текущего: попытка принять ювенальные законы под шумок и спешное, ничем не обоснованное, протаскивание ратификации ВТО - все сми как воды в рот набрали. В Москве прошло два больших митинга против ювенальной юстиции и ВТО - в наших "свободных" СМИ полный молчок и никакого упоминания (хотя даже западные СМИ написали). Вот она свобода слова по-либеральному smile

4 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

Я понимаю свободу слова, как возможность каждого высказывать свое мнение. Если даже наши "журналюги" и журнашлюхи" не стали высказывать свое мнение по этим вопросам, может потому, что это их не волнует. Или, они считают, что это не интересно их читателям.
Или случилось страшное. Кремль и Госдеп сговорились и заплатили "своим" СМИ чтобы они устроили завесу молчания.  big_smile

5 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

СМИ сами декларируют - мол они сейчас такие свободные и независимые - но все как по команде не пишут о значительных инфоповодах в летний период, хотя даже их зарубежные коллеги соизволили написать smile

6 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

Так я же и говорю. Может для них они незначительные?

7 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

значит ли это, что все наши сми государственные или с одним хозяином (для которого это "незначительно"), если даже для зарубежных сми событие значительное?

8 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

нет, не значит
Хозяев у наших СМИ два. Кремль и Госдеп. И обоим хозяевам фиолетово. Это предположение. Утверждать не берусь.

9 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

shpac пишет:

протаскивание ратификации ВТО - все сми как воды в рот набрали.

Президент России Владимир Путин 21 июля подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", сообщили РБК в пресс-службе Кремля.

http://top.rbc.ru/politics/21/07/2012/661035.shtml

10 добавить в

Re: Тень культуры (про роль смеха и шуток)

остаётся бороться за скорейший выход из ВТО smile