1 добавить в

Тема: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

Ура, с праздником!

ЗЫ: На некоторых газетных фотках в интернете странным образом пропали буквы "СССР" с шлема Гагарина, вот фотка без затирания буковок СССР smile
http://forum.darnet.ru/misc.php?item=718&download=1

Post's attachments

Иконка вложений gagarin.jpg [save] 23.06 Кб, 759 скачиваний с 2011-04-12 

2 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fc/Sergey_Korolyov.jpg/200px-Sergey_Korolyov.jpg

Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлён запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован лично Сталиным.

Это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД. Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года.

3 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

shpac пишет:

Ура, с праздником!

ЗЫ: На некоторых газетных фотках в интернете странным образом пропали буквы "СССР" с шлема Гагарина, вот фотка без затирания буковок СССР smile
http://forum.darnet.ru/misc.php?item=718&download=1

smile

"...Когда до назначенного времени выезда космонавтов на стартовую площадку оставалось минут пятнадцать — двадцать, начальник ЦПК Е.А.Карпов, ткнув пальцем в гермошлем Гагарина, сказал:

- Надо бы тут чего-то написать. А то будет приземляться, подумают люди, что это еще один Пауэрс какой-нибудь спустился.

Замечание было резонное. История с Пауэрсом — пилотом сбитого над нашей территорией разведывательного самолета Локхид U-2 — была свежа в памяти.

Тут же были принесены кисточки и баночка с краской и на шлеме — не снимая его с головы Гагарина — были нарисованы красные буквы "СССР". Это был последний штрих!

- Не успеет высохнуть. Через пять минут уж пора выезжать, — забеспокоился кто-то.

- Ничего. По дороге высохнет, — сказал Карпов. — Давайте собираться. "

http://militera.lib.ru/explo/gallay_ml/03.htm

4 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

!!! ... зарядим ракеты возле  "Полёта" и запустим  big_smile  12 апреля всё таки!!!

5 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

O_m пишет:

Список был завизирован лично Сталиным.

О истории/политики цитировать википедию - дурной тон - там очень много передёрнуто и выдранного из контекста в ключе "сталин лично сожрал 1 млн младенцев".

Даже вот ты выдернул и ещё больше сгустил краски - полностью в википедии было написано про список так:

Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.[6].

А если совсем разбираться - то список этот был связан не с Королёвым - а с "делом Тухачевского".

Вот статья об отношениях Сталина и Королёва:

Сталин и Королёв. Королёв и Сталин. Два великих сына нашей Родины. Два титана ее Советской эпохи. Невероятно много в ней успевшие и сделавшие. Какие между ними – великим Вождем и выдающимся Конструктором – были отношения? Встречались ли они?
Да, встречались. Но лицом к лицу только раз. Слишком уж розно было тогда их общественное положение. Но не число встреч определило их отношение друг к другу. А духовная общность в решении крайне важного для страны дела. Долг и ответственность за его исполнение. В сжатые сроки. Ради защиты и обороны Отечества. И потому иными, как только деловыми и взаимно уважительными, их отношения просто не могли быть… Об этом подробнее ниже.

Впервые Сталин увидел фамилию Королёв в конце 1933 г. в Постановлении Совета Труда и Обороны, которым – на базе московской ГИРД (Группы изучения реактивного движения), созданной с помощью ОСОАВИАХИМА в сентябре 1931 г., и ленинградской ГДЛ (Гидродинамической лаборатории) – был создан РНИИ (Реактивный научно-исследовательский институт), вошедший в ведение Наркомата тяжелой промышленности. Его начальником был назначен И.Т.Клеймёнов, а заместителем – 26-летний ракетчик С.П.Королёв.
Но обстоятельства вскоре сложились для Королёва так, что судьба поставила его перед годами суровых испытаний. Его отношения с Клеймёновым – из-за расхождения во взглядах – не сложились. Это побудило Королёва оставить пост заместителя, сосредоточившись только на роли разработчика ракет. В 1936 г., 1937 г. и особенно в 1938 г. в РНИИ при испытаниях случилась целая серия взрывов и пожаров.
А после «дела Тухачевского» в июне 1937 г. Клеймёнов, во многом связанный по работе РНИИ с маршалом-заговорщиком, уже в июле 1937 г. снимает свою характеристику, данную Королёву для вступления в ВКБ(б), что стало для Сергея Павловича тяжелым ударом. «Я не представляю для себя возможности остаться вне партии», – пишет он в райком в апреле 1938 г.
2 ноября 1937 г. по «делу Тухачевского» Клеймёнов был арестован. На допросах он дал показания и против Королёва. Что заставило Сергея Павловича в том же письме в райком бросить в адрес Клеймёнова слова: «Мне он очень много сделал плохого, и я жалею, что взял у него рекомендацию». Но 27 июня 1938 г. арестовывается уже и сам Королёв. По обвинению во «вредительстве» (взрывы, пожары), а также потому, что в 1931–1933 гг. был тесно связан сотрудничеством с председателем ЦС ОСОАВИАХИМА – участником заговора Р.Эйдеманом, а в 1932–1934 гг. – и с самим М.Тухачевским.
Защищая себя, Королёв пишет письма в инстанции. Одно из них – непосредственно Сталину. «Мое личное положение так отвратительно и ужасно, что вынужден просить у Вас заступничества и помощи…» Что ж, был между ними и такой не осуществившийся «контакт».

А 27 сентября 1938 г. Верховная коллегия Верховного Суда СССР выносит приговор: «Осужден на 10 лет ИТЛ с поражением в правах на 5 лет». 21 апреля1939 г. Королёв попадает на Колыму.
Однако в его защиту выступают, неоднократно обращаясь в Верховный суд с просьбой о пересмотре дела, выдающиеся советские летчики Валентина Гризодубова и Михаил Громов, что приводит к отмене приговора Военной коллегии. 10 июня 1940 г. срок ИТЛ был сокращен, и Королёв направляется в спецтюрьму НКВД УКБ-29. Где под руководством А.Туполева принимает участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2.
И одновременно занимается разработкой управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Поскольку уже шла война, последнее послужило причиной его перевода в 1942 г. в другое КБ строго закрытого типа ОКБ-16 при Казанском авиазаводе, где велись работы над ракетными двигателями. В начале 1943 г. Королёв уже назначается главным конструктором группы ракетных установок, а в июне 1944 г. – досрочно освобождается «со снятием судимости». После чего еще год – уже как вольнонаемный – работает в Казани, где заканчивает работу по ракетным ускорителям для военных самолетов.
——————————-
Там же в конце 1944 г. Королёв узнает, что на вооружении гитлеровской армии появилось так называемое «оружие возмездия» – беспилотные самолеты Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2, которые уже применются против Англии. Королёв немедленно отсылает в военные инстанции письма с конкретными предложениями о путях возрождения отечественного ракетного дела.
Еще раньше на те же Фау обратил пристальное внимание и Сталин, получивший информацию о необычном оружии сначала от нашей военной разведки, а 13 июня 1944 г. – из «личного послания» У.Черчилля. Который, в частности, просил – после захвата Красной Армией немецкого испытательного ракетного полигона в польском городке Дебице – предоставить английским специалистам возможность ознакомиться с немецким оружием, которым гитлеровцы обстреливают Лондон.
Сталин согласие дал, но, естественно, позаботился о том, чтобы немецкая ракетная техника не стала только достоянием англичан. Одновременно он дает указание советской военно-технической разведке немедленно ра¬-
зобраться в ракетном вопросе и самим добыть всю информацию по Фау. В Польшу с февраля 1945 г. выехала, облачившись в формы майоров и полковников, группа советских технических специалистов. После чего оттуда вскоре стали поступать первые отдельные детали немецких ракет…
Однако главные и основные ракетные центры Германии находились не в Польше, а в самой Германии. С 1942 г. это был полигон Пенемюнде (остров Узедом в Балтийском море), где в том же году состоялся первый успешный старт Фау-2 с потолком полета 80 км (позднее, в 1944 г., она достигала уже 188 км). Но после того как в июле 1943 г. завод и полигон были разбомблены мощнейшим налетом английской авиации из 600 «летающих крепостей», немцы, чтобы не нарушать непрерывность работ по Фау, перенесли их производство в глубь Германии, в Тюрингию, в труднодоступные горы Гарца близ города Нордхаузен.
И с августа 1943 г. вся сборка и серийный выпуск Фау-2 были сконцентрированы здесь, в ракетном центре «Дора», состоящем из научно-исследовательского комплекса, где разрабатывалась новейшая ракетная техника, и гигантского, связанного с ним, подземного завода «Миттельверк» на глубине 70 м в недрах горы Конштайн в 4 км от Нордхаузена. Здесь же, но уже в 25 км от Нордхаузена, в небольшом городке Бляйхероде находился еще один подземный ракетный завод. Оба они создавались трудом десятков тысяч узников-смертников Бухенвальда.
Военное применение созданных здесь Фау-2 по Лондону и Антверпену началось 7 сентября 1944 г., а последняя Фау-2 взлетела 14 февраля 1945 г.
Военные обстоятельства сложились так, что в Тюрингию, которая по Ялтинским договоренностям должна была войти в Советскую зону оккупации, успели раньше войти наши американские союзники. И быстро прибрали к рукам все ракетное хозяйство немцев вместе с его «мозговым центром» во главе с Вернером фон Брауном. За океан отбыло 345 вагонов с научным, техническим оборудованием, ракетами и почти всей документацией.
Вот тогда-то и выяснилось, что полученного всеми ими материала явно недостаточно (СССР достались только части ракет без чертежей и расчетов), чтобы понять, насколько немецкая техника ушла вперед (а ушла она вперед далеко!) и каковы наши перспективы в овладении немецкими наработками. Задача, поставленная Сталиным, оказалась намного сложнее, чем предполагалось, и ясно вырисовывалась перспектива всю технологию производства ракет и все расчеты делать самим и заново.
————————————–
Постановлением Государственного комитета обороны уже 8 июля 1945 г. была создана специальная Советская научно-техническая комиссия по реактивной технике под руководством генерал-майора Л.М.Гайдукова. Грубо говоря, с одной задачей: в сжатые сроки найти хотя бы одну целую и годную Фау-2 или что-то близкое к этому. К осени 1945 г. одна спецгруппа Комиссии под руководством самого Гайдукова отправилась в Нордхаузен, а подполковнику С.Королёву, как руководителю другой спецгруппы – «Выстрел», Гайдуков поручил с 7 сентября организовать службу изучения технической подготовки ракет к пуску и всю систему стартов в Бляйхероде.
Но все поиски годной Фау-2, продолжавшиеся около года, закончились ничем. И когда стало абсолютно ясно, что все эти усилия уже ни к чему не приведут, Гайдуков и Королёв решили сосредоточиться на самостоятельном восстановлении Фау-2. Для чего возникла потребность объединить усилия всех разрозненных групп и специалистов, находящихся в Германии, Польше, Чехословакии и Австрии – в том числе и немецких! – в едином комплек¬сном ракетном научном учреждении.
С целью решения этого вопроса Гайдуков и Королёв отправились в Москву, где в конце февраля 1946 г. их принял в Кремле Г.М.Маленков. Присутствовал на этой встрече и нарком вооружений Д.Ф.Устинов. Убедительный, оснащенный фактическими доказательствами доклад Королёва произвел на Маленкова хорошее впечатление, о чем он на следующий день сообщил И.В.Сталину. Тогда же была решена и судьба единого научно-исследовательского центра. Он был образован в Нордхаузене и получил название НИИ «Нордхаузен». Гайдуков вернулся в Германию в должности его руководителя, а Королёв – уже в звании
пол¬ковника – его заместителя и главного инженера НИИ.
А уже в мае 1946 г. принимаются два важнейших Постановления Совета Министров СССР за подписями И.Сталина: 13 мая – о создании нового направления в оборонной промышленности – ракетостроения, а 15 мая – об открытии в подмосковном г. Калининграде (быв. Подлипки) на базе двух подмосковных подразделений – артиллерийского завода №88 и Специального конструкторского бюро – на¬учно-исследовательского института НИИ-88, который становится головным предприятием по управляемым ракетам на жидком топливе. 9 августа 1946 г. Приказом по Министерству вооружений Сергей Павлович Королёв назначается Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела в этом НИИ-88.
Королёв сразу же горячо взялся за работу, начав ее со сборки трофейных немецких
Фау-2, их отладки и производства пусков. Но из 11 пусков, состоявшихся с 18 октября по 13 ноября, 6 пока оказались неудачными. Поэтому, занимаясь изучением немецкой техники, Королёв параллельно работает и над созданием первой отечественной ракеты Р-1 – советской модификации Фау-2 из отечественных материалов. И теперь уже есть о чем докладывать и в Кремле.
————————————-
И 14 апреля 1947 г. такое Совещание по конкретным вопросам ракетной техники в кабинете Сталина состоялось. Планировалось оно на 6 вечера, а доклад о состоянии дел в ракетостроении должен был делать С.П.Королёв. В кабинете Сталина были В.М.Молотов, Л.П.Берия, Г.М.Маленков, В.А.Малышев, Д.Ф.Устинов… Здесь и произошла единственная личная встреча Королёва со Сталиным. Даем воспоминания о ней самого Сергея Пав¬ловича.
«…Мы ожидали в приемной и вошли. Волнение охватило меня…» И вышло так, что все стулья за столом заседаний оказались заняты. Королёв хотел сесть поодаль, но Сталин взял одной рукой стул у стены и усадил за стол заседаний, обратившись к Маленкову: «Подвинься, дай присесть Королёву».
А затем стал слушать доклад. Как всегда, внимательно. То сидя за столом, то прохаживаясь по ковру. Почти не вынимая изо рта и посасывая потухшую трубку. «Много спрашивал и много пришлось говорить… Чувствовалось, что он (Сталин) имеет полное представление о ракетах… Его интересовали скорость, дальность и высота полета, полезный груз, который ракета может нести. Особенно с пристрастием он расспрашивал о точности попадания в цель…»
Потом доклад стали обсуждать и возник вопрос о сроках. Королёв подумал и сказал: «Не меньше полугода». Сталин полушутя попросил: «Сергей Павлович, вы подумайте над сроками, а то ведь просчитаетесь со сроками, и Берия вас не простит». Но Королёв настоятельно повторил: «Не меньше полугода». Хотя, сам побывав в местах не столь отдаленных, знал, что могло последовать. Недаром же после, вспоминая об этом, грустновато пошучивал: «…Не дай Бог, сорви эти сроки, пришлось бы нам шагать босичком по шпалам до самого Магадана…»
Принятое по итогам совещания решение подытожил Сталин: «…Я считаю, что у ракетной техники большое будущее. Ракету надо принимать на вооружение. И пусть товарищи военные приобретают опыт в эксплуатации ракет». А вот восприятие атмосферы совещания Королёвым: «…Устинов говорил, что слишком много было сказано о нас (ракетчиках) в розовом свете, но я с этим не могу согласиться… Где же, как не у товарища Сталина, можно говорить легко и то, что думаешь, чего хочешь… Эти часы пролетели незаметно. Как заботливо говорил он о всех нас и как глубоко направил по правильному пути наш труд. А ведь многое из того, с чем мы пришли, придется делать по-иному. И как это хорошо и ясно все стало… Великое мне выпало счастье побывать у товарища Сталина».

Королёв также понравился Сталину. И его доклад о новой ракете Р-1, и ответы на вопросы свидетельствовали о полном владении материалом. И можно сказать, что вышел Королёв из кабинета Сталина совсем другим – сразу многими «узнаваемым» человеком. Во всех коридорах партийной и государственной власти.
——————————-
В 1948 г. уже начинаются летно-конструкторские испытания ракеты Р-1, и 10 октября состоялся ее первый успешный запуск. Хотя летела ракета пока еще недостаточно точно. Но 28 ноября 1950 г. она уже успешно сдается на вооружение с дальностью полета – 270 км. Параллельно ведутся работы и по ракете Р-2 с дальностью полета – 550 км. В октябре 1949 г. проводятся ее испытания, а 27 ноября 1951 г. она тоже принимается на вооружение.
25 апреля 1950 г. Постановлением Совета Министров за подписью Сталина НИИ-88 реорганизуется и на его базе создаются три самостоятельных конструкторских бюро по отдельным направлениям. С.Королёв назначается начальником и Главным конструктором ОКБ№1 в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв).
А 15 февраля 1953 г. Сталин, который до последних дней своей жизни не упускал из виду оборонные вопросы, в том числе и ракетное дело, подписал последнее (до его кончины оставалось уже менее 3-х недель) Постановление Совмина о строительстве в СССР межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Королёв же – в эти же самые дни – уже проводил испытания новых боевых ракет Р-5 на полигоне Капустин Яр (Астраханская область).

А 1 марта со Сталиным случается удар, и вся страна буквально сжалась в тревожном ожидании. В четверг 5 марта 1953 г. Королёв, еще не зная о кончине вождя, пишет с Капустина Яра жене в Москву: «Тревога не оставляет сознание ни на минуту. Что же с ним (Сталиным) будет и как хочется, чтобы все было хорошо».
Затем 6 марта: «Умер наш товарищ Сталин…Так нестерпимо больно на сердце, в горле комок, и нет ни мыслей, ни слов, чтобы передать горе, которое всех нас постигло. Это действительно всенародное, неизмеримое горе – нет больше нашего родного товарища Сталина… В самые трудные минуты жизни всегда с надеждой и верой взоры обращались к товарищу Сталину. Самый простой, самый маленький человек мог к нему обратиться и всегда получал просимую помощь. Его великим вниманием была согрета любая область нашей жизни и работы… Сталин – это свет нашей жизни, и вот его теперь нет с нами…» 7 марта: «Не могу ни за что взяться и собраться с мыслями».
8 марта: «Как страшно тяжело на сердце». Наконец в день прощания, 9 марта: «Слушали по радио похороны товарища Сталина. Как страшно тяжело.. Я плакал… Кроме неисчерпаемого народного горя к тому, что было сказано… добавить нечего. Наш товарищ Сталин будет вечно жить с нами».

Вот такими были отношения между Ними. Вождем и Главным конструктором. Сталиным и Королёвым. Остается только добавить, что свой первый запуск ракеты Р-5 на максимальную дальность – 1200 км Королёв осуществил почти на сороковины Сталина – 19 апреля 1953 г., а в июле 1953 г. Сергея Павловича Королёва принимали в КПСС – он стал коммунистом, как говорили прежде, Сталинского призыва.

Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Источник: «Советская Россия»

так что в контексте википедии статейка на википедии, написана антисоветчиками, как раз такими гнидами которые стучали и подставляли других в 37-39 ради личной выгоды.

6 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

О Гагарине статья из журнала "Наука и Жизнь" 1976г.

Про подготовку к полёту, полёт, приземление - как это было.

ЗЫ: Колхозный механик Мешалин - отжОг smile

Дорогие товарищи! Друзья-соотечественники! — Радостное, волнующее событие переживают народы нашей страны. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик — успешно осуществила полет человека на корабле-спутнике «Восток» в космическое пространство… Советские учёные, инженеры, техники, рабочие своим упорным и самоотверженным трудом открыли путь человеческому гению в глубины мирового пространства. И они сделали это во имя мира на Земле, во имя счастья всех народов.
Из Приветствия Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР всем учёным, инженерам, техникам, рабочим, всем коллективам и организациям, участвовавшим в успешном осуществлении первого в мире космического полёта человека на корабле-спутнике «Восток», первому советскому космонавту товарищу Гагарину Юрию Алексеевичу.

Собравшиеся на совещание — оно происходило в начале 1959 года — говорили о том специалисте, который смог бы после сравнительно непродолжительной подготовки- ки успешно шагнуть в космос, а точнее, справиться с тем, с чем встретится человек в космическом полете. После выступлений многих участников совещания председательствующий (академик М. В. Келдыш) обратился к Сергею Павловичу Королеву и попросил высказать своё мнение. — Вопрос, который был задан Мстиславом Всеволодовичем присутствующим здесь представителям Военно-Воздушных Сил — «Готовятся ли к полёту в космос лётчики?»— действительно не случаен. Наиболее подходящим контингентом, на мой взгляд, располагает авиация. Это лётчики. — Далее Сергей Павлович убедительно пояснил, почему именно на лётчиков падает выбор, «хотя смелые и стойкие люди, — говорил он,— есть везде».
Генерал-майор медицинской службы, кандидат медицинских наук Е. А. КАРПОВ.

Это сейчас есть в Подмосковье городок с символическим названием Звёздный. А в то время, когда мы начинали, здесь лишь ветер шумел в верхушках берёз, елей и сосен… И вот лесная тишь была растревожена тарахтением тракторов, рокотом бульдозеров, стали расти стены будущих зданий — гостиницы, столовой, учебного корпуса. В марте 1960 года в Звёздный прибыла первая группа будущих космонавтов — Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов, Георгий Шонин, Виктор Горбатко.
Генерал-полковннк авиации Н. П. КАМАНИН.


Я был первым инструктором Гагарина в авиационной части, в которую он вместе с группой других молодых лётчиков прибыл осенью пятьдесят седьмого года. Не раз летали мы с ним в паре в сложных условиях Заполярья, на больших и малых высотах, ходили на перехват «вражеских» истребителей. Гагарин быстро схватывал и усваивал самые трудные элементы воздушного боя, действовал бесстрашно, находчиво, инициативно.
Военный лётчик Н. С. ВИЛЬЯМСКИИ.

В связи с расширением космических исследований, которые проводятся в Советском Союзе, могут понадобиться люди для научных полётов в космос. Прошу учесть моё горячее желание и, если будет возможность, направить меня для специальной подготовки.
Ю. ГАГАРИН. Рапорт на имя командования воинской части, октябрь 1959 года.

Весной 1960 года мы, молодые лётчики-истребители, приехали в Москву, чтобы начать подготовку к полётам в космос. Первое время жили на Ленинском проспекте. Женатым — Гагарину и Поповичу — предоставили квартиры, а нас, холостяков, поместили в общежитие. Нашлись среди нас и такие, кто после размышлений и колебаний решил вернуться в часть.
Лётчик-космонавт Б. В. ВОЛЫНОВ.

Надо сказать, что ребята в отряде подобрались замечательные. Я не помню случая, чтобы кто-нибудь нагрубил товарищу, чтобы кто-то кого-то обидел. А ведь нам приходилось решать и спорные вопросы, требующие нелицеприятного обсуждения. Лётчик-космонавт А. А. ЛЕОНОВ.

Особенно по душе мне пришёлся улыбчивый, ни при каких передрягах не терявший хорошего настроения Юрий Гагарин. Юрий был первым во всем: и в баскетболе, и в терпеливом освоении новых для него наук, и в работе по благоустройству городка, и в острой, но не обидной шутке. Помню, как при первом знакомстве Юрий нагадал мне тоном заправской цыганки: — Ждёт тебя, касатик, дальняя дорога.
Лётчик-космонавт А. Г. НИКОЛАЕВ.

В начале февраля 1960 года была утверждена программа теоретической подготовки первых космонавтов, и в марте начались занятия. Лекции читались три раза в неделю, а завершена теоретическая программа была в начале июля. Так что за эти несколько месяцев я хорошо познакомился со всеми ребятами. Но, конечно, особенно памятна первая встреча. В то время отряд располагался ещё в Москве, в маленьком двухэтажном желто- го цвета здании, в районе нынешней вертолётной станции.
Лётчик-космонавт В. И. СЕВАСТЬЯНОВ.

…Вчера, 15 декабря 1934 г., после шести часов вечера, я наткнулся на новую мысль относительно достижения космических скоростей… Возможно, что их Достигнут через несколько десятков лет и, может быть, современное поколение будет свидетелем межпланетных путешествий. Таким образом, идея 15 декабря приблизила реализацию космической ракеты, заменив в моем воображении сотни лет (как я писал в 1903 г.) только десятками их.
К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ из письма Я. И. Перельману.

Глупейшая идея выстрела на Луну — пример тех предельных абсурдов, до которых в результате порочной узкой специализации доходят учёные, работающие в «мысленепроницаемых отсеках», в полной изоляции друг от друга. Попытаемся критически проанализировать это предложение. Для того, чтобы снаряд полностью преодолел силу притяжения Земли, ему нужно сообщить скорость 11 километров в секунду. Эквивалентная тепловая энергия грамма топлива составляет при такой скорости 15 180 калорий… Энергия нитроглицерина — наиболее бризантного взрывчатого вещества, которым мы располагаем,— равна менее 1500 калорий на грамм. Следовательно, само это взрывчатое вещество располагает лишь од- ной десятой той энергии, которая необходима ему, чтобы оторваться от Земли, даже если у него не будет никакой дополнительной нагрузки… Отсюда явствует, что это предложение неосуществимо в самой своей основе…
Профессор А. У. БИКЕРТОН, цитируется по книге Артура Кларка «Предвидимое будущее».

Повторяя фамилию, имя и отчество поочерёдно представлявшихся ему молодых офицеров, Сергей Павлович всматривался в лицо каждого и добавлял: «Очень рад. Будем знакомы. Королев». Представив гостям своих ближайших заместителей и помощников, он обратился к космонавтам: — Сегодня знаменательный день. Вы прибыли к нам, чтобы увидеть первый пилотируемый космический корабль, который вам предстоит освоить. А мы впервые принимаем у себя главных испытателей нашей пилотируемой продукции… Сергей Павлович приглашает всех в цех, и группа направляется за ним. В громадном зале, напоминающем одновременно и огромную операционную и оранжерею, возле серебристо-белых двухсполовинойметровых шаров и внутри них хлопочут люди в белых халатах.
Генерал-майор медицинской службы, кандидат медицинских наук Е. А. КАРПОВ.

Главный конструктор улыбнулся. — Думаю, желающие посидеть найдутся? Мы переглянулись. Никто не решался первым подняться в кабину и сесть в настоящее кресло настоящего космического корабля. Молчание прервал Гагарин. — Разрешите? — обернулся он к Сергею Павловичу и, почему-то сняв ботинки, оставшись в одних носках, первым забрался в кабину. «Так вот разуваются, входя в дом, в русских деревнях», — подумалось мне.
Лётчик-космонавт В. Ф. БЫКОВСКИЙ.

Очень часто о Гагарине говорят как о каком-то рубахе-парне. На самом же деле он был не таким простым, как это могло показаться с первого взгляда. Юрий был умным человеком, обладавшим врождённым даром мгновенно оценить ситуацию, выбрать нужную тональность разговора, найти общий язык с любым собеседником. Короче говоря, он умел ладить с людьми. И не потому, что он хотел извлечь для себя какую-то выгоду из этого своего редкостного умения. Просто Гагарину, очевидно, было не по душе, когда он чувствовал, что кто-то обойдён вниманием.
Лётчик-космонавт, доктор технических наук К. П. ФЕОКТИСТОВ.

«Ю. А. Гагарин на протяжении подготовки к полёту показал высокую точность при выполнении различных экспериментально- психологических заданий. Показал высокую помехоустойчивость при воздействии внезапных и сильных раздражителей. Реакции на «новизну» (состояние невесомости, длительная изоляция в сурдокамере, парашютные прыжки и другие воздействия) всегда были активными: отмечалась быстрая ориентация в новой обстановке, умение владеть собой в различных неожиданных ситуациях. Одной из особенностей характера можно отметить чувство юмора, склонность к добродушию, шутке. При тренировках на учебном космическом корабле для него был характерен спокойный, уверенный стиль работы, с чёткими, лаконичными докладами после проведённого упражнения. Уверенность, вдумчивость, любознательность и жизнерадостность придавали индивидуальное своеобразие выработке профессиональных навыков…»
Из характеристики на Ю. А. Гагарина, представленной Государственной комиссии по пуску корабля-спутника «Восток».

В целях повышения безопасности планируемого полёта с человеком, после очередных доработок основных систем корабля «Восток», 9 марта 1961 года на орбиту был выведен четвёртый обитаемый спутник. На нем находились: собака Чернушка, морские свинки, мыши, лягушки… Когда, выполнив оборот вокруг Земли, спускаемый аппарат с находившимся на нем маленьким зверинцем благополучно приземлился в расчётном районе и результаты полёта убедительно подтвердили надёжность ракетно-космического комплекса и систем управления посадки, лётчики из группы подготовки космонавтов и часть специалистов, преимущественно молодёжь, стали ратовать за то, чтобы поскорее начинать полет человека. Однако более опытные специалисты, и прежде всего члены Государственной комиссии, которая уже функционировала длительное время, оставались непреклонными в своём намерении провести ещё одни, «чистовой», пуск обитаемого корабля-спутника. Среди тех, кто отстаивал необходимость ещё одного пуска, были академики М. В. Келдыш, С. П. Королев и другие.
Генерал-майор медицинской службы, кандидат медицинских наук Е. А. КАРПОВ.

Проведённые до настоящего времени советскими учёными биологические исследования дают достаточные основания для того, чтобы приблизить дату космического рейса человека. Человек скоро полетит в космос!
Академик В. В. ПАРИН.

«Известия», 27 марта 1961 г. Повестка партийного собрания, состоявшегося перед нашим отбытием на космодром, была лаконичной: «Как я готов выполнить приказ Родины». Один за другим поднимались мои товарищи-коммунисты, и каждый давал немногословную клятву с честью выполнить задание, если выбор падёт на него. Но общее наше мнение было одно — первым скорее всего полетит Гагарин.
Лётчик-космонавт Г. С. ТИТОВ. «Поехали!»

Вот пришло время сообщить жене об отъезде на космодром, и он как бы мимоходом бросает: — Готовь чемодан с бельишком. Лечу в космос… В этих словах и простота, и шутка, и забота о Вале. Ему не хотелось, чтобы она волновалась, и, отправляясь на такое серьёзное задание, Юрий ведёт себя так, будто уезжает в самую обычную командировку.
Лётчик-космонавт Г. С. ШОНИН.

Я шагал по морозной, но уже охваченной предчувствием весны Москве. Тысячи людей шли по улице Горького, навстречу мне, обгоняли. И никто из них, конечно, не подозревал, что готовится грандиозное событие, подобного которому ещё не знала история. Я постоял у Кремлёвской стены, ещё раз взглянул на Мавзолей Ленина, спустился к Москве-реке. В ту же ночь мы вылетели в Байконур.
Лётчик-космонавт Ю. А. ГАГАРИН.

Ночью выпал снег, и за городом расстилался по-настоящему зимний пейзаж. Всходило багровое солнце, все меньше и меньше было в небе облаков, день обещал быть погожим и солнечным. На аэродроме, готовые к взлёту, стояли три ИЛ-14. Никто не опоздал. В Байконур летели шесть космонавтов, инженеры, врачи, кинооператоры. Самолёты стартовали с пятиминутным интервалом…
Генерал-полковник авиации Н. П. КАМАНИН.

Утвердить предложение товарища Королева о производстве первого в мире полёта космического корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года.
Решение Государственной комиссии по пуску корабля-спутника «Восток» от 10 апреля 1961 г.

Человечество всегда будет называть их пионерами космоса. Задолго до возникновения планов разработки «Востока» словно был судьбой предназначен для первого космического полёта — настолько он всем своим обликом соответствовал представлению о том, каким должен быть советский космонавт.
Профессор К. ДАВЫДОВ.

Я смотрел на него и умом понимал, что завтра этот парень взбудоражит весь мир. И в то же время в душе никак не мог я окончательно поверить, что завтра произойдёт то, чего никогда ещё не было, что старший лейтенант, сидящий перед нами, завтра станет символом новой эпохи.
Профессор Б. ВИКТОРОВ.

Предложив составить поминутный график занятости в течение предстартовых суток командира и дублёра и согласовав участие в работах всех «смежников», Сергей Павлович напомнил мне, что за готовность космонавтов к полёту и своевременное прибытие их на старт в полной готовности (за два часа до пуска) я персонально ответствен перед Государственной комиссией. Все было высказано чётко, ясно, с большим доверием и уважением, но требовательно.
Генерал-майор медицинской службы, кандидат медицинских наук Е. А. КАРПОВ.

Вечером мы сыграли партию на бильярде. Игра продолжалась не долго. Ужинали втроем: доктор и нас двое. О полете разговоров не было, говорили о детстве, о прочитанных книгах, о будущем. Беседа велась в шутливом тоне, мы весело подтрунивали друг над другом. Евгений Анатольевич не сомкнул глаз и проходил вокруг дома всю ночь. Его тревожили проезжавшие по дороге автомашины и звуки, нет-нет да и долетавшие из монтажного цеха. Но мы спали, как новорожденные младенцы, ничего не слышали и обо всем этом узнали после.
Лётчик-космонавт Ю. А. ГАГАРИН.

Не прошло и четырёх лет с момента запуска первого спутника, а мы уже готовы к первому полёту человека в космос. Здесь присутствует группа космонавтов. Каждый из них готов к такому полёту. Решено, что первым полетит Гагарин. За ним полетят другие. В недалёком будущем. Даже в этом году. На очереди новые полёты…
Академик С. П. КОРОЛЕВ. Из выступления на заседании Государственной комиссии, 11 апреля 1961 г.

Когда мы с Мстиславом Всеволодовичем Келдышем приехали на стартовую площадку, Сергей Павлович был уже на месте. Увидев его крайне озабоченное лицо, мы решили, что самое верное — не мешать ему. Говорить ни о чем не хотелось. Мысли были заняты предстоящим полётом. Но глазами мы нет-нет да и обшаривали шоссе. Так, наверное, мы раз пять обошли вокруг стартовой площадки, когда наконец появился долгожданный автобус. Я посмотрел на часы. Было шесть часов пятьдесят минут.
Профессор М. ВАСИЛЬЕВ.

Нас все время торопили, чтобы мы быстрее прощались, так как времени в обрез. Когда подошла моя очередь обнять Гагарина, я поспешно и, наверное, от этого как-то неловко наклонился к нему, чтобы поцеловать. Видимо, я довольно сильно ударился щекой о край его шлема. Странно, запомнилась даже такая мелочь: кто-то настойчиво говорит мне о том, что я поцарапал себе лицо…
Академик В. В. ЛАРИН.

Я забыл от волнения, что он в шлеме, хотел поцеловать и стукнулся лбом о козырёк так, что шишка появилась…
Лётчик-космонавт А. Г. НИКОЛАЕВ.

Я метрах в ста от площадки в курилке сидел. А как увидел, что автобус подкатил, ноги в руки, ящичек с инструментом подмышку — и бегом. Только все к автобусу, а я к ракете, туда, где члены Государственной комиссии и другие начальники сгрудились. Думаю, Гагарин все равно сюда придёт. Значит, я всех обскачу— все увижу, все услышу. Конечно, кого попало к ракете не допускали, но я, как человек «допустимый» да ещё с рабочим инструментом, пробрался в первые ряды.
Слесарь-монтажник В. ВАСИЛЬЕВ.

— Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! — сказал я. — Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением, и все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.
Из заявления Ю. Гагарина для печати и радио, Байконур, 12 апреля 1961 г.

Попрощался он со всеми и направился к лифту. Только, прежде чем достичь лифта, ему нужно было метров на пять, на шесть подняться по ступенькам — там такая площадочка. Он с площадочки помахал нам, вошёл в лифт и поехал на самую верхотуру. Оттуда он снова помахал рукой. Может, не все это видели, но я видел. Значит, попрощался он в последний раз — и исчез.
Слесарь-монтажник В. ВАСИЛЬЕВ.

Я вошёл в кабину, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещёнными уже не дневным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей ещё дороже Земле.
Лётчик-космонавт Ю. А. ГАГАРИН.

Готовили ракету-носитель и усаживали Юрия Алексеевича в кресло специалисты из других организаций. Но мы далеко не отходили— ждали, когда нас вызовут. В нашей группе было пятеро: я с Васильевым, товарищ, который работал по опрессовке, связист и ведущий конструктор. И вот, примерно за час двадцать до пуска, слышим по громкой связи: — На нулевую отметку! Подхватили мы свой доблестный ящик с инструментом, погрузились в лифт и поехали. Выгрузились мы наверху и первым делом заглянули в кабину. Видим: Юрий Алексеевич лежит в кресле, проверяет пульт управления, что-то говорит бодрым голосом. И лицо у него в точности такое же, как за три дня до старта, когда я его увидал впервые. Даже вроде бы повеселее. Однако время терять нам было некогда. Наш ведущий говорит: — Прощайте, Юрий Алексеевич, вернее, до свидания. Желаем вам быстрого возвращения на нашу Землю, а сейчас мы вас будем закрывать… Юрий Алексеевич вытянул руки над голо- вой — они у него были ещё без перчаток — и кивнул: мол, давайте замуровывайте.
Слесарь-монтажник В. ИВАНОВ.


Мне почему-то вдруг подумалось, что моему товарищу там, в корабле, одиноко и грустно, и я спросил: — Юра, ты не скучаешь там? — Если есть музыка, можно немножко пустить,— попросил Гагарин. Пошла команда: Станция… Дайте ему музыку, дайте ему музыку… Я через минуту спрашиваю: — Ну, как, дали музыку? . — Пока нет,— с весёлым сарказмом ответил Гагарин,— во, надеюсь, скоро будет. Сергей Павлович начинает комментировать тоже насмешливо: — Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда. Не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Тут Юра говорит: — Дали про любовь. Слушаю Леонида Утёсова. — Про любовь? — рассмеялся Сергей Павлович.— Это толково, Юрий Алексеевич.
Лётчик-космонавт П. Р. ПОПОВИЧ.

Особых эмоций, как говорят телеметристы, память не зарегистрировала. Но перед глазами, словно это было вчера, Юрий у входа в кабину. Помахал он нам со словами «До скорой встречи!», и тут я вдруг понял, что это не тренировка, что наступил тот заветный и долгожданный час.
Лётчик-космонавт Г. С. ТИТОВ.

— Есть старт! — Протяжка один! — Есть протяжка один! — Продувка! — Продувка! Продувка! — Ключ на дренаж! — Ключ на дренаж! — Есть на дренаж! — Зажигание! КОРОЛЕВ: Кедр, я —Заря-1. Зажигание! ГАГАРИН: Понял вас. Даётся зажигание. КОРОЛЕВ. Предварительная! (Шум усиливается.) — Промежуточная! (Шум сильный.) — Главная! По-о-дъем! Желаем вам доброго полёта! Я — Заря-1 желаю вам доброго полёта. ГАГАРИН: Все нормально! Дорогие друзья. (Шум сильный.) Поехали… КОРОЛЕВ: Поехали, поехали, а как самочувствие? Я — Заря. Прием. ГАГАРИН: Заря, я — Кедр. Самочувствие отличное. Продолжаю полет. Несколько растёт перегрузка, вибрация. Все переношу нормально. Самочувствие отличное, настроение бодрое…
Магнитная запись радиопереговоров Земли с «Востоком-1».

КОРОЛЕВ: Кедр, я —Заря-1, как слышите меня? Буду вам транслировать команды. Прием. Внимание! Минутная готовность! Кедр, я — Заря-1. Внимание! Минутная готовность! Минутная готовность! ГАГАРИН: Я —Кедр. Я —Кедр. Вас понял. Минутная готовность. Занимал исходное положение. Занял. Поэтому несколько задержался с ответом. Прием. — Ключ на старт! — Ключ на старт! Технический руководитель полёта скомандовал: — Подъём!!! Я ответил: — По-е-ха-ли! Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 07 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета, задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства.
Лётчик-космонавт Ю. А. ГАГАРИН.

Телеметристы докладывают: — Полет нормальный. Давление в камерах сгорания устойчивое. Все в норме. Что же тогда с Юрой? Почему он не отзывается? И вдруг, как будто все шло своим чередом, звучит как ни в чем не бывало род- ной, долгожданный голос: — Сброс головного обтекателя… Вижу Землю.— И так же, как «По-е-ха-ли!», протяжно, нараспев: — Кра-со-та-то какая!.. Значит, ничего опасного, просто временная потеря связи. В эту минуту — может быть, показалось — Королев погрозил связистам своим увесистым кулаком.
Инженер С. ГАВРИЛОВ.

Как выяснилось, произошёл какой-то сбой в линии связи. Длился этот сбой всего лишь несколько секунд. Но такие вот секундные сбои укорачивают жизнь конструктора.
Лётчик-космонавт, доктор технических наук К. П. ФЕОКТИСТОВ.

Через пятнадцать минут после запуска радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный доктор Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Востока» прошло ровно 23 минуты.
Индийский писатель Ходжа АББАС.

Корабль ушёл за горизонт Советского Союза, и поэтому сообщения от Гагарина приходили нерегулярно. Временами по пять-десять минут не было вообще никакой связи. Как тут быть спокойными? Были и курьёзные волнения. Например, мы никак ума не могли приложить, почему запаздывает сообщение ТАСС. Гагарин уже на орбите, мы уже на пункте управления полётом, а московское радио молчит. Позднее выяснилось: задержка эта произошла оттого, что приказ о производстве старшего лейтенанта Гагарина в майоры ещё находился на подписи. Наконец раздалось: «Работают все радио- станции Советского Союза…» и так далее. Мы раньше Левитана знали все, что он скажет, однако, сообщение ТАСС выслушали со страшным интересом.
Профессор Б. ВИКТОРОВ.

Я с самого утра копалась в огороде — сажала картошку. И только-только подумала, что пора бы отвести внучку домой, как вдруг слышу её голосок: — Бабушка, смотри, смотри!.. Подняла я голову — вижу: человек идёт в нашу сторону. Оторопь меня взяла — очень уж странно тот человек был одет, не по-нашему. И появился-то он неожиданно — с ясного неба, словно снег на голову. Потом гляжу: человек улыбается. И до того душевная у него улыбка, что весь мой страх как рукой сняло.
А. А. ТАХТАРОВА, жена лесничего.

Мы дверь нараспашку: новая невидаль — примерно в километре от нас, если глядеть в сторону Волги, в небе парашюты. А к ним прицеплено что-то круглое. Яша Лысенко, тракторист, как гаркнет: — Хлопцы, лэтыть, щось такэ! Може, цэй космонавт? Мы ноги в руки и давай отмерять километровку. Одно смущало: только что по радио говорилось — Гагарин над Африкой, а оп уже тут как тут: «Здравствуйте, я лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин» — и улыбается. Широко, хорошо, радушно. Мне бы его поздравить, а я руку ему протягиваю и лепечу: — Иван Кузьмич… А бригадир паш, Василий Иванович Козаченко, так и вовсе ни одного слова не смог из себя выдавить.
Колхозник И. К. РУДЕНКО.

Через двадцать минут после старта «Востока» мы с группой товарищей, в числе которых был и Герман Титов, выехали на аэродром. Самолёт АН-12 поднялся в воз- дух и взял курс на Куйбышев. В воздухе мы и услышали сообщение ТАСС о благополучном приземлении космического корабля. После этого радостного известия мы начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парии даже достал заветную бутылочку коньяка. Но, посоветовавшись, мы решили приберечь её до встречи с Гагариным.
Генерал-полковник авиации Н. П. КАМАНИН.

Радости и восторгам не было предела. У Сергея Павловича, который больше, чем все мы, вместе взятые, имел право на ликование, даже слезы из глаз посыпались. «Вот тебе и Железный Король»,— подумал я. По его просьбе мы собрали участников запуска, и Сергей Павлович от души поздравил команды с великой победой. Вскоре после этого и Королев, и члены Государственной комиссии, и многие специалисты улетели в Куйбышев.
Профессор М. ВАСИЛЬЕВ.


Наша группа должна была доставить «Восток» в Москву. Но только после того, как его осмотрит на месте приземления Государственная комиссия, прилёт которой ожидался на следующее утро. А пока мы взяли на себя функции лекторов из общества «Знание», удовлетворяя любопытство местных жителей, обступивших корабль плотным кольцом. Кроме того, приходилось не спускать глаз с любителей сувениров, которые так и норовили что-нибудь отщипнуть, открутить, оторвать и сунуть в карман. Особенно отличился колхозный механик по фамилии Мешалин. Весьма симптоматичная фамилия. Потому мне она и запомнилась. Так вот, этот товарищ Мешалин, правда, до того, как мы свалились с неба, умудрился забраться в кабину. Он пощёлкал тумблерами на пульте, послушал, как гудят вентиляторы, включил освещение и, открыв контейнер, позаимствовал из него тубу с космической едой. Самое интересное, что этот самый Мешалин, наигравшись, все переключатели поставил в первоначальное положение.

— Я вам не олух недоразвитый, а технически грамотный специалист,— оправдывался Мешалин, когда мы его припёрли к стенке. Но тубу «технически грамотный специалист» ни в какую не хотел отдавать. И со слезами на глазах вернул её только после того, как мы убедили его, что данная туба позарез нужна учёным. В общем, на колхозного механика Мешалина космический корабль, как он сам нам сказал, произвёл очень хорошее впечатление. Но была минута, когда он не на шутку перепугался.

— Перевёл я какой-то тумблер,— рассказывал механик,— и вдруг слышу — что-то тикает. Тишина мёртвая, а в тишине часовой механизм работает — «тик-так», «тик- так». Я двигаю тумблер обратно — все равно тиканье. У меня душа в пятки ушла. Однако я быстро сообразил, что это тикают обыкновенные часы, тумблер тут ни при чем. Просто поначалу у меня от обилия впечатлений до того разбежались глаза, что заложило уши.
Инженер поисковой группы О. ГРИГОРЬЕВ.

Перед тем как попрощаться, я предложил Гагарину: — А что если послать сейчас самолёт в Москву, за Валентиной? Хорошо бы и ей побыть здесь… И домой полетите вместе. — Я вам очень благодарен за внимание, но ничего не выйдет,— Гагарин улыбнулся и пояснил: — Валя сейчас кормит ребёнка. Она разволнуется при встрече, и у неё может пропасть молоко.
Генерал армии А. СТУЧЕНКО.

Королев несколько минут простоял молча. Смотрел на корабль, на волжские просторы… Потом провёл рукой по лбу, надел шляпу, круто повернулся к группе окруживших корабль людей — участников этой работы, прилетевших к месту посадки «Востока» на двух вертолётах, принялся кому-то выговаривать, кому-то что-то поручать, отменять, назначать сроки… Словом, вернулся в своё нормальное рабочее состояние. До полёта «Востока-2» оставалось неполных четыре месяца…
Лётчик-испытатель М. Л. ГАЛЛАЙ.

БОНН. 12 апреля. (Соб. корр. «Правды».) Внимание населения Западной Германии целиком приковано к величайшему подвигу советского народа, открывшего новую страницу в истории человечества. Профессор Герман Оберт, которого называют «отцом немецкой ракетной техники», сказал: — Да, я уже слышал, что пилот-космонавт здоровым и невредимым вернулся на Землю. Я очень рад, что сбылись мои предсказания относительно возможности полётов человека в космическое пространство. Я сделал такое предсказание в 1923 году. — Но тогда вы не предполагали, что первым космонавтом будет русский? — Нет,— ответил Оберт.— Я думал, что им будет немец. — А когда вы пришли к убеждению, что это будет советский человек? — 4 октября 1957 года, когда Советский Союз успешно вывел на орбиту первый спутник Земли…
Газета «Правда», 13 апреля 1961 г.


Там, где я провёл весь день 12 апреля, была чудная морозная погода. Наш пункт обеспечивал связь с «Востоком» на начальном этапе выхода корабля на орбиту. Утром 13 апреля, ещё не видя газет, я прилетел на Внуковский аэродром. И первый, кто меня встретил, был Гагарин. Его огромный портрет закрывал чуть ли не все здание аэровокзала. Вот уж не ожидал! — Слушайте,— поинтересовался я у работника порта,— а зачем здесь портрет? Аэропортовец как-то странно посмотрел на меня. — Да ведь это же Гагарин! Юра! Вы что, ничего не знаете? Откуда вы, извините, свалились? Завтра здесь ему готовят всенародную встречу. Всенародная встреча… Честное слово, не ожидал я ни портретов, ни празднеств. Когда нас зачислили в отряд, когда готовился первый полет, мы не думали ни о наградах, ни о славе.
Лётчик-космонавт Е. В. ХРУНОВ.


Нам, советским людям, строящим коммунизм, выпала честь первыми проникнуть в космос. Победы в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества. Мы с радостью ставим их на службу всем народам, во имя прогресса, счастья и блага всех людей на земле. Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов.
Из обращения Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Правительства Советского Союза «К Коммунистической партии и народам Советского Союза. К народам и правительствам всех стран! Ко всему прогрессивному человечеству!»

7 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

копи-пасты таких простыней - это жесть)

8 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

доказательства всегда длинней чем обосрать в двух словах

9 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

такие доказательства убивают форум, т.к. сложно следить за дискуссией, она теряется в подобных длинных копи-пастах.. Ничего хорошего не получится, если мы будем дискутировать, вставляя "войну и мир", мол прочитай, может поумнеешь, чтобы понять.. )

10 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

По существу темы: жаль, что у современной России на сегодняшний день нет космических кораблей многоразового использования (например, проект "Буран").

В это время америкосы уже списывают на металлолом неэкономичные шаттлы и скоро будут запускать космические самолёты Boeing:

http://forum.darnet.ru/misc.php?item=720&download=1

Предполагается, что новый космический корабль (три его прототипа, разработанные различными компаниями, получили название Х-30, Х-34 и Х-37) будет значительно экономичней "шаттлов". Ныне стоимость доставки 1 кг груза на орбиту составляет $44 тыс., благодаря использованию нового корабля она уменьшиться примерно до $2.2 тыс.

Представьте себе, если Ваш вес около 70 кг, то стоимость доставки Вас на орбиту будет 154 тыщи баксов smile (против сегодняшних нескольких миллионов долларов).

http://forum.darnet.ru/misc.php?item=721&download=1

Post's attachments

Иконка вложений 22190.jpg [save] 23.25 Кб, 905 скачиваний с 2011-04-12 

Иконка вложений 800px-Boeing_X-37B_after_ground_tests_at_Vandenberg_AFB,_October_2007.jpg [save] 67.66 Кб, 670 скачиваний с 2011-04-12 

11 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

а без длинных рассказов - понять ситуацию того времени правильно очень сложно и останутся кривые зеркала типа "сталин лично подписал" - хотя на самом деле срок из-за того, что начальник Королёва - Клеймёнов - подставил и оклеветал.

Добавлено: 12-04-2011 17:23:05

По существу: про стоимость и рентабельность ракет и шаттлов smile

Про союзы и шаттлы:
http://www.russia.ru/video/diskurs_10198/

А это свежее:
http://www.russia.ru/video/diskurs_11781/

12 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

... было дело, "Буран", работал в НПО Кристалл, ... как потом выяснилось делали термопластины на космос (чёрненькие на фото композит кркемне-углерод)

13 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

ну вот, всё понятно в двух словах ) В америкосовском фильме про Королёва, кстати, намекалось, что в доносе как-то мог быть замешан Глушко, под чьим руководством был создан проект "Энергия-Буран"...

14 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

Ошибся вот Онотоле про шаттлы и бураны:

http://www.russia.ru/video/diskurs_10198/

15 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

что-то Онотоле не берет в расчет те факты, что новые многоразовые экономичные корабли X-37B уже делают тестовые полёты. Второй полёт был назначен на 4 марта 2011 года, но пока о нём нет информации.

Онотоле заверяет, что космическая гонка закончилась, но я бы так не сказал: Китай собирается лететь на Луну и на Марс. Вряд ли США захотят уступить это право КИТАЙЦАМ - их геополитическому сопернику.

Одноразовые ракеты Королёва несомненно хороши, но это всё наследие 50-70х, а новых Королёвых и Глушко пока не видно на горизонте, к сожалению.

16 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

Наконец-то расшифрована звукозапись
первого полета в космос Ю.Гагарина:

Эй... Куда вы меня тащите..
...Эээ... Вы что?...
Что это за хреновина?
У вас что у всех крыши
ПОЕХАЛИ...

smile

17 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

big_smile

Добавлено: 12-04-2011 22:01:49

O_m пишет:

Одноразовые ракеты Королёва несомненно хороши, но это всё наследие 50-70х, а новых Королёвых и Глушко пока не видно на горизонте, к сожалению.

лет через 50-70 будут летать на двигателях -преобразователях пространства
... и это будет так привычно,  как Королёвские и Глушко - керосинки  в наше время)))

18 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

http://forum.darnet.ru/misc.php?item=722&download=1

smile

куда лететь только - непонятно) к кому в гости?)

без воздуха пустота - вот и весь космос! smile

Post's attachments

Иконка вложений 04.gif [save] 9.02 Кб, 599 скачиваний с 2011-04-12 

19 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

O_m пишет:

что-то Онотоле не берет в расчет те факты, что новые многоразовые экономичные корабли X-37B уже делают тестовые полёты.

чо-то я логики не вижу никакой. Вот тебе анатоле дал факты
1) союзы появились раньше шатлов
2) шатлы за весь период по наши дни в сумме оказались намного дороже чем союзы и менее выгодны (плюс по сумме крушений - менее надёжные). Т.е. уже провал по сравнению с союзами.
3) за это время было столько пусков союзов с усовершенствованиями от пуска к пуску - что всю технологию отточили как в технологическом плане, так и в энокомическом. У шатлов не было _ТАКОГО_ количества пусков _новых шатлов_, т.е. косметический ремонт, не было возможности серьёзно изменять технологию от пуска к пуску. Соответственно пока они мучились с тупиковыми шатлами - они топтались на месте - _десятилетия_.

из какого из пунктов вдруг следует, что они рррраз и сделают сейчас разом и дёшево и надёжно? "Уже летает" - это бред, т.к. у них дыра до 2015 года (а может и далее) и они арендуют места у Роскосмоса. Да выйдет новый шатл, дешевле _старых шатлов_ но где факты, что он будет дешевле и надёжнее ракет? X-37b - это чисто военный беспилотник для военных целей - каково соотношение в нём полезного груза к его массе? - хз. Какова стоимость вывода полезного груза? Возможно плюс беспилотника, что они не такие дорогие, как полноразмерные шатлы и на них можно оттачивать технологию - но на сколько выгодно так же особых оценок нет. сша сейчас достаточно напечатать нужную сумму денег и вуаля - смысла в экономии у них никакого нет smile

Плохая привычка рушить все мосты и делать всё с нуля глядя на других, не пользуясь своим опытом и материалом прошлого. Ракеты это наш конёк и не стоит разом бросать всё и начинать тягаться ради престижа с сша, т.е. раз они были на луне (если были?) то и нам непременно туда надо, раз у них шатл, то и у нас буран, пусть даже не выгодно это...

20 добавить в

Re: c 50ти летием полёта Гагарина в космос!

Люди под руководством Кристофера Райли к 50-летию гагаринского полёта взяли и сделали спокойный и мощный документальный фильм «Первая орбита». Сегодня произошла его мировая премьера в Интернете.

Космонавты сняли с МКС Землю, когда станция максимально точно повторяла гагаринскую орбиту. На это видео наложили полную оригинальную запись переговоров «Кедра» с «Зарёй» и другими наземными службами, добавили музыки композитора Филипа Шеппарда и в меру приправили торжественными сообщениями радиодикторов — и теперь каждый желающий может увидеть, услышать и попробовать почувствовать, как это было. Как — практически, в режиме реального времени — происходило потрясшее весь мир чудо первого полёта человека в космос.

[video (flash player not installed)]