1 добавить в

Тема: автомобили зло?

Чем рыночная реформа подкупила молодежь России, так это тем, что открыла шлюзы для автомобилизации. За годы реформ к 2004 г. число личных автомобилей выросло в РФ в 2,7 раза, а в Москве в 3,2 раза. Как к этому относиться?


Говорить трудно, большинство читателей на автомобилях – обидятся (да я и сам к нему привязан). Но надо на минуту выпрыгнуть из своей шкуры и взглянуть, как на явление социальное. Тогда видно, что для России это – историческая ловушка.

Не единственная, но очень болезненная.

Известно, что на Западе автомобиль имел прежде всего идеологическое значение. Он стал главным каналом внедрения в массовое сознание ценностей буржуазного общества – стал фетишем, идолом общества потребления. Специалисты особо отмечают исключительную роль автомобиля в атомизации общества, изоляции индивидов друг от друга. По этому пути пошли и наши либеральные идеологи.

Сам по себе рынок не решает такие вопросы, тут нужна политика. В ходе реформы кардинальным образом изменилась политика ценообразования.

Хлеб к концу 2004 г. подорожал относительно среднего автомобиля (ВАЗ-2105) примерно в 45 раз, а проезд на метро – в 30 раз. Высокими ценами на продукты первой необходимости половина населения "запирается" в бедности, все время сталкивается вниз – и не может купить дешевый автомобиль. А те, кто перелез через порог, недорого получают автомобиль как символ своей принадлежности к цивилизации. Народ делится на два класса.

Владельцев автомобиля субсидируют за счет всего общества, так что те, кому это благо не по карману, несут чистые потери. За их счет оплачивается существенная часть стоимости и бензина, и дорог. Так везде. В США владелец автомобиля оплачивает лишь 2/3 реальных затрат на содержание шоссе, остальное – из местных налогов. А федеральные субсидии на обслуживание шоссе составляли в конце 80-х годов от 68 до 85 млрд. долларов в год. В Германии государство на каждый пассажиро-километр, накрученный немцем на автомобиле, расходует вдвое больше средств, чем стоил бы авиабилет, – за счет всех.

Автомобиль стал для нашей молодежи наркотиком опаснее героина. Многие уже не мыслят жизнь без него. Как мы сели на эту иглу? Нам внедрили чужую систему потребностей. Элита сразу проявила злобное отношение к непритязательности советского человека – ведь Маркс говорил о буржуазной революции: "Радикальная революция может быть только революцией радикальных потребностей".

Конечно, потребности расширяются, и это всегда создает противоречия. В здоровом обществе их разрешение задается ритмом развития хозяйства и культуры. Но, как писал Маркс, "потребности производятся точно так же, как и продукты". И потребности стали теперь производить в России по образцу западного общества потребления.

К чему это привело? К расщеплению сознания. Люди не могут понять, чего они хотят. Их запросы включают в себя взаимоисключающие вещи. Хочется сильной России, но в то же время продать все, что можно, за рубеж и накупить там шмоток и тачек. Хочется справедливости – но так, чтобы у самого была иномарка, хотя бы сосед и рылся в помойке.

Это – не какая-то особенная проблема России, хотя нигде она не создавалась с помощью такой мощной технологии. Начиная с середины ХХ века, потребности стали интенсивно экспортироваться Западом в незападные страны. Это и было главным средством их подчинения. Разные страны по-разному закрывались от этого экспорта, сохраняя баланс между структурой потребностей и реально доступными ресурсами. При ослаблении этих защит происходит, по выражению Маркса, "ускользание национальной почвы" из-под производства потребностей, и они начинают полностью формироваться в центрах мирового капитализма. По замечанию Маркса, такие общества, утратившие свой культурный железный занавес, можно "сравнить с идолопоклонником, чахнущим от болезней христианства" – западных источников дохода нет, западного образа жизни создать невозможно, а потребности западные.

Наша защита была обрушена в годы перестройки. При этом новая система потребностей, которая вслед за элитой была освоена населением, была воспринята не на подъеме хозяйства, а при резком сокращении местной ресурсной базы для их удовлетворения. Это породило массовое шизофреническое сознание и быстрый регресс хозяйства – с одновременным культурным кризисом и распадом системы солидарных связей. Монолит народа рассыпался на кучу песка, зыбучий конгломерат мельчайших человеческих образований – семей, кланов, шаек.

Не секрет, что в нашей рыночной стране выполняются далеко не все законы. Но даже при свободе, которую дал нам Ельцин, худо-бедно, но выполнялся закон сохранения материи и энергии (хотя немало материи все же пропало в каких-то черных дырах). Что же в свете этого закона означала для России автомобилизация?

Хозяйство России реформой было почти разрушено. Что делает хозяин в таком положении?

Вкладывает все доступные средства в производство, прежде всего в сельское – оживить бесплатные ресурсы, землю и солнечную энергию. Тут не до "Тойоты", все деньги – на плуг, трактор, грузовик. Что же мы видим?

Прямо противоположное. Вот "Федеральная адресная инвестиционная программа" (1999 г.) гласит: "В рамках Бюджета развития в машиностроении намечается привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реализации важнейших проектов в автомобильной промышленности, например: проекты сборочного производства автомобилей "Фиат", легковых автомобилей моделей "Ассоль", "Орион", "Кондор", легковых автомобилей "Форд"...

и т.д.".

Итак, курс на строительство автомобильных заводов по лицензиям. Туда – металл, горючее, рабочие руки. Даже не на автобусы, которые рассыпаются на глазах, а на автомобили. Но ведь это абсурд, господа-товарищи! Тракторов нет, зато "Ассоль" будет. Бегущая по волнам!

"Кондор"! Да в Россию уже настоящие кондоры слетаются, на пир стервятников. Начался лавинообразный переход жилищного фонда в аварийное состояние.

Автомобилизация – тупик Запада. Россия в него не лезла, делала упор на общественный транспорт – и слава богу. Даже богатейшие страны не могут содержать одновременно две транспортные системы – на базе автомобилей и общественного транспорта. Но они хотя бы могут содержать массу автомобилей и строить для них дороги – а мы же этого не сможем! В 1991 г. в РФ ввели в эксплуатацию 42,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием, а в 2005 г. – 2 тысячи км. На Можайском шоссе приходится по часу стоять на переезде – нет денег прокопать под путями проезд или хотя бы расширить переезд до двух полос.

Откуда взялись средства на автомобили? Купили за "свои" деньги? Это фикция, что такого произвели, чтобы купить машин на 150 млрд. долларов? Деньги вот откуда: с 1991 г. прекратилось обновление материальной базы сельского хозяйства. Инвестиции в его основной капитал уменьшились по сравнению с 1990 г. в 35 раз, сейчас они в 25 раз ниже, чем в 1984 г. Приобретение сельхозтехники за первые четыре года реформ сократилось на 90%. В Западной Европе нормой является такая нагрузка пашни на трактор: в Англии – 13 га, в Германии – 8, в Италии – 6. А в РФ в 2004 г. – 169 га. Вглядитесь в эти цифры и прикиньте, что ждет нас в будущем – ведь тракторная промышленность ликвидирована.

Теперь о топливе. РФ обещает снабжать нефтью и Европу, и Азию. Остаток – в баки наших "Тойот". В 2004 г. в РФ добыто 443 млн. т, нефти, а на экспорт ушло 340 млн. т, или 77% добычи. Сравним с 1985 г. Тогда в РСФСР было добыто 542 млн. т нефти, а вывезено 185 млн. т – для внутреннего потребления осталось 357 млн. т, или по 2,5 т на душу населения. В 2004 г. на душу населения в РФ осталось 103 млн. т нефти, или 0,71 т на душу населения. Почти в четыре раза меньше! О каком росте производства может идти речь при массовой автомобилизации и таком скудном рационе энергии? Село на производственные цели сегодня потребляет в 4 раза меньше электроэнергии, чем в 1991 г. Люди работают на износ – и катятся в каменный век.

И заметьте – рост числа автомобилей сопровождается снижением доступа к транспортным услугам той части населения, что автомобилей не имеет. Если в 1990 г. житель РСФСР в среднем проехал в общественном транспорте 5270 км, то в 2004 г. только 3270. Поскольку владельцы автомашин не перестали пользоваться поездами и самолетами, это показывает, что "безлошадные" стали очень сильно привязаны к месту – произошло резкое разделение народа и по этому важному признаку. Перемещение в пространстве – важная потребность современного человека, и эта возможность во многом определяет качество жизни.

На фоне всего происходящего автомобиль – мелочь. Но какая красноречивая…

http://www.gazetanv.ru/article/?id=231

2 добавить в

Re: автомобили зло?

Я тоже приветствую развитие общественного транспорта, в том числе железнодорожного. Но статья - отборный бред с начала и до конца.

3 добавить в

Re: автомобили зло?

в чём именно бред? в том, что у нас дороги дорого строить и страна в целом бедная и большинство земель находится в зоне рискованного земледелия?

4 добавить в

Re: автомобили зло?

В рейтинге «автомобилизированности» стран мира, составленном на основе отчетов специалистов статистической службы ООН, первое место уже долгие годы с неизменным постоянством занимают Соединенные Штаты Америки – с показателем по состоянию на начало XXI века на уровне чуть более 3 автомобилей на каждых четверых американцев. Подобного показателя по количеству машин на душу населения не достигла ни одна другая страна мира, включая даже других ведущих мировых автопроизводителей, славящихся как качеством, так и количеством производимых автомобилей, – Германию и Японию. Япония несмотря на весьма неплохие показатели деятельности и роста производства таких автогигантов как Toyota, Honda и Nissan, а также менее успешные результаты Mazda и Mitsubishi, оказалась всего лишь на одиннадцатом месте рейтинга с показателем в 543 машины на тысячу японцев – чуть лучше чем одна машина на двоих. Крупнейшие автомобильные державы Европы Германия, Великобритания и Франция – также весьма отстали. Лучше всего дела обстоят во Франции – 7 место и 565 автомобилей на каждые десять сотен душ населения, сразу вслед за Италией – 6 место и 566 машин на тысячу граждан. Германия, видимо, за счет большого количества населения (82 миллиона человек, крупнейшая по численности населения страна Европы) и большого процента автомобилей, направляемого на экспорт, оказалась на четырнадцатой позиции списка с показателем в 519 автомобилей на каждую тысячу немцев. Великобритании досталась 20 позиция – 426 машин на каждую тысячу жителей Туманного Альбиона.

Примечательно, что почти все остальные страны в первой двадцатке – это государства, которые сами машины не производят, а только импортируют. Второе место занял Люксембург с показателем в 686 машину на тысячу человек. Третья позиция – у Малайзии – 641 автомобиль на тысячу малайзийцев. Четвертое и пятое места – у Австралии и Мальты, которые также сами машин не делают. Эти первые пять стран – США, Люксембург, Малайзия, Австралия и Мальта – единственные пять государств на планете, в которых на каждые 10 человек населения приходится более 6 машин. Все остальные страны мира не преодолели этой отметки.

Восьмое место у Канады (563 машины), девятое – у Новой Зеландии (560), замыкает первую десятку Австрия (558 автомобилей на тысячу человек). Места с 12 по 17 занимают другие западноевропейские страны, замыкает первую двадцатку, как уже говорилось, Великобритания, а на 18 и 19 местах оказались Кипр и Ливан с показателями в 450 и 434 автомобиля на тысячу человек. В Восточной Европе лучше всего дела с автомобилями у населения обстоят в Словении, Чехии и Эстонии – 22, 24 и 27 места общемирового рейтинга с показателями в 413, 399 и 353 автомобиля на тысячу жителей соответственно. Литва по этому показателю на 33 месте, Латвия – на 42-ом. Россия со всем нашим автопромом, а также со всем экспортом новых и подержанных зарубежных автомобилей пока что смогла подняться только до 53 позиции с показателем в 156 автомобилей на душу населения – две машины на каждые тринадцать россиян. Безусловно, в Москве или Владивостоке этот показатель значительно выше, но в целом по стране дела обстоят пока что указанным образом. Из других государств бывшего СССР в первую сотню попали еще только Украина (65 место и 98 машин на 1000 населения), Азербайджан (80 место и 51 машина на тысячу человек), Молдавия (82 место, 49 автомобилей).

Самое густонаселенное государство мира – Китай – несмотря на то, что автомобильный рынок в этой стране сейчас самый быстрорастущий в мире как за счет роста экспорта, так и за счет роста собственного производства – пока не смог в должной мере обеспечить собственное население автомобильным транспортом. По рассматриваемому показателю страна не попала даже в top100 и оказалась на 109-ой строчке рейтинга с уровнем в 10 машин на тысячу населения, иными словами – один автомобиль на сто китайцев. Ну и наиболее остро нехватка машин наблюдается в южноафриканском государстве Малави и в Афганистане – там на каждую тысячу жителей приходится менее одного автомобиля. Примечательно, что хотя автомобильный транспорт и считается главным загрязнителем воздуха в населенных пунктах нашей планеты, относительно указанных двух стран нельзя сказать, что в них наблюдается самая экологически благоприятная обстановка в мире.

Добавлено: 02-11-2009 21:43:31

Место Страна Кол-во автомобилей на 1000 человек

1. США 765
2. Люксембург 686
3. Малайзия 641
4. Австралия 619
5. Мальта 607
6. Италия 566
7. Франция 565
8. Канада 563
9. Новая Зеландия 560
10. Австрия 558
11. Япония 543
12. Португалия 537
13 Исландия 522
14. Германия 519
15. Норвегия 494
16. Бельгия 484
17. Испания 471
18. Кипр 450
19. Ливан 434
20. Великобритания 426
21. Нидерланды 417
22. Словения 413
23. Дания 408
24. Чехия 399
25. Катар 378
26. Ирландия 359
27. Эстония 353
28. Саудовская Аравия 336
29. Греция 329
30. Бахрейн 322
31. Антигуа и Барбуда 302
32. Багамские о-ва 289
33. Литва 267
34. Израиль 263
35. Венгрия 262
36. Польша 261
37. Болгария 239
38. Словакия 237
39. Ливия 234
40. Хорватия 233
41. Сент-Китс и Невис 223
42. Латвия 214
43. ОАЭ 193
44. Барбадос 188
45. Уругвай 174
46. Тонга 174
47. Суринам 172
48. Аргентина 170
49. Сент-Люсия 166
50. Доминика 163
51. Сингапур 158
52. Македония 157
53. Россия 156
54. Тринидад и Тобаго 151
55. Оман 150
56. ЮАР 146
57. Мексика 138
58. Румыния 135
59. Фиджи 129
60. Сейшельские о-ва 118
61. Коста-Рика 116
62. Венесуэла 110
63. Белоруссия 109
64. Сент-Винсент и Гренадины 100
65. Украина 98
66. Панама 97
67. Чили 97
68. Маврикий 88
69. Алжир 87
70. Ямайка 85
71. Бразилия 81
72. Тунис 71
73. Турция 67
74. Парагвай 63
75. Доминиканская республика 62
76. Сальвадор 57
77. Ботсвана 57
78. Вануату 54
79. Марокко 53
80. Азербайджан 51
81. Ирак 50
82. Молдавия 49
83. Иордания 47
84. Боливия 46
85. Эквадор 44
86. Самоа 41
87. Перу 41
88. Гвиана 41
89. Албания 35
90. Никарагуа 33
91. Филиппины 31
92. Кабо-Верде 30
93. Египет 30
94. Колумбия 29
95. Джибути 28
96. Шри-Ланка 25
97. Иран 23
98. Индонезия 21
99. Дем. Респ. Конго 19
100. Гватемала 19
101. Сенегал 18
102. Папуа--Новая Гвинея 13
103. Либерия 13
104. Гаити 12
105. Индия 12
106. Кот-д'Ивуар 12
107. Сьерра-Леоне 11
108. Гондурас 11
109. Китай 10
110. Белиз 10
111. Непал 9
112. Камерун 8
113. Пакистан 8
114. Гвинея-Бисау 6
115. Мьянма 6
116. Буркина-Фасо 6
117. Мавритания 5
118. Гвинея 5
119. Бурунди 5
120. Нигер 4
121. ЦАР 4
122. Ангола 4
123. Уганда 4
124. Сомали 3
125. Судан 3
126. Чад 3
127. Бенин 2
128. Бангладеш 2
129. Мозамбик 2
130. Руанда 2
131. Эфиопия 1
132. Нигерия 1
133. Мали 1
134. Мадагаскар 1
135. Малави менее 1
136. Афганистан менее 1


Добавлено: 02-11-2009 21:54:02

Владельцев автомобиля субсидируют за счет всего общества, так что те, кому это благо не по карману, несут чистые потери. За их счет оплачивается существенная часть стоимости и бензина, и дорог.

Существенная часть стоимости бензина - акцизы. Т.е. водители спонсируют бюджет. Сюда же стоит добавить: немалый транспортный налог, немалый НДС с автомобиля как недешевой вещи, высокие пошлины на ввозимый транспорт.
Всё это - деньги из кармана владельца авто. Он субсидирует общество, а не общество его.

90% тезисов статьи - в том же ключе.

Также есть у меня огромные сомнения, что господин Сергей КАРА-МУРЗА ездит на метро.

5 добавить в

Re: автомобили зло?

Знаешь чем "рейтинг" отличается от статистики или подсказать?

Например "рейтинг" экономики америки никогда фактически не менялся, не смотря на их нынешнюю работу станка и пузыри.

На счёт налогов - тоже что-то очень сомнительно, что они окупают дороги, даже по прайсу Китая (3млн долл за км, против наших 12).
Весь автомобильный рынок (от него можно прикинуть часть на ввозные пошлины) - наверное всё-таки на порядок меньше строительства дорог, не говоря об их обслуживании. Нужно уж тогда приводить ещё статистику ремонта в год и строительства новых дорог.

6 добавить в

Re: автомобили зло?

Таблица количества машин на душу населения говорит тебе: в России мало машин, Кара-мурза делает из мухи слона.
Рейтинг - для сравнения.

Автодороги строить придется в любом случае, так как производство, строительство и снабжение населения их требует.

Ты неправильно понял мой тезис. Я имею ввиду, что частный автомобиль - мощное средство выкачивания денег из кармана более-менее обеспеченного человека (того кто может себе позволить авто). Поэтому обвинения в их адрес несостоятельны.

7 добавить в

Re: автомобили зло?

кстати для нашей протяжённой страны для производства - железные дороги - имхо более адекват чем автодороги. Другое дело что на жд перевозки не сильно поконкурируешь.

Про машины - их до этого могли получить только те, кто мог на них заработать. А сейчас любой чуть ли не школьник - пойдёт, поднадует кредитный пузырь и купит авто, никак не будучи богатым и не заработав на него.

Добавлено: 05-11-2009 02:34:19

Иван пишет:

в России мало машин

Да и дорог не много smile А если посмотреть, что ни города, ни новостройки в городах, ни распределение населения по стране не спроектировано под машину каждому - получается кирдык, а моральные ценности - без машины ты не человек. smile