1 добавить в

Тема: Nissan skyline - легендарная Годзилла

Этот автомобиль кличут Годзиллой, снимают в кинофильмах, делают героем компьютерных игр. По нему недетски тащатся любители стритрейсинга от мала до велика. Много есть хороших и быстрых японских машин, но эта - особенная. Это не участник холиваров типа Lancer Evo vs. Impreza STi, но чертовски яркая звезда на небосклоне японского автопрома - зачастую мощно бьющая светом прямо в глаз (в метафорическом, понятно, смысле).

Nissan Skyline - это даже звучит красиво. Поэтично, ядрена мать.

Кое-какой матерьялец по этой машине (точнее сказать, по всем ее ипостасям начиная с глубины веков) я начал собирать ажно года полтора назад, и обидно было бы просто про все это забыть. А кому-нибудь из читателей уютного бложика, возможно, будет интересно.

Если найдете в тексте фактические ошибки - сообщите. Буду рад исправить.

История Ская тянется, как уже говорилось, из глубины веков. А началась она на предприятии Tachikawa Aircraft Company, производившем во времена Второй Мировой боевые летательные аппараты для японских ВВС - главным образом, легкие истребители.
После войны (в которой Япония к тому же капитулировала) боевые самолеты были уже никому не нужны. А в чем назрела потребность у гражданского населения? Совершенно верно - в гражданских же автомобилях. Знаете, есть такое слово "конверсия"...
И вот, желая соответствовать реалиям рынка, предприятие приступило к производству четырехколесных друзей человека. Первыми из них стали маленькие машинки Tama, приводившиеся в движение либо совсем слабенькими ДВС, либо и вовсе электромоторами. Малютки исправно сходили с конвейера с 1952 по 1955 год, но руководство компании решило, что пора бы выходить на новый уровень и начать выпускать более серьезную технику.
В 1952 году произошел, так сказать, ребрендинг. Компания стала именоваться Pince Motor Company, и не просто так, а в честь наследника императорского престола принца Акихито (ныне - собственно император). Через два года последовала еще одна смена имени, теперь уже на Fuji Precision Industries, впрочем, к 1961 году фирма "отребрендилась" обратно, вернув название Prince. Правда, ненадолго, но не будем забегать вперед...

В 1957-м мир впервые услышал имя Prince Skyline - так назвали новый автомобиль, как нынче модно говорить, премиум-класса. Модель в кузове ALSI-1 внешне весьма походила на "американцев" тех же лет, например, Buick или Plymouth. Под капотом работал 60-сильный двигатель GA30 рабочим объемом 1,5 л, позволявший разогнать 1300-килограммовую машину до 140 км/ч. Любопытная особенность - задняя подвеска системы De Dion (с жестко закрепленным картером главной передачи и полуосями на шарнирах вкупе с изогнутой балкой, соединяющей колеса). Между прочим, эта подвеска стара, как сам автомобиль, но встретить ее можно и в современных машинах (например, Honda HR-V).
Prince Skyline ALSI-1 предлагался в двух типах кузова: седан и пятидверный универсал. Кроме того, на той же платформе выпускались пикап и минивэн Skyway.

http://racingforceomsk.my1.ru/_fr/0/6563723.jpg
Правда, похож на старую "Волгу"?

В 1958 автомобиль подвергнули рестайлингу. Казалось бы, всего ничего: сдвоенные фары, измененная решетка радиатора, а ведь получилось лучше, чем было! Но одной лишь "косметикой" дело не ограничилось - движок GA-4 на модели ALSI-2 мог выдавать уже 70 лошадиных сил. Этот Skyline продержался в производстве вплоть до 1963 года.
http://www.irishdrift.com/MyImages/Prince_Skyline_ALSI-2.jpg
Теперь это музейный экспонат, а полвека назад он наполнял радостью сердца молодых японцев.

Хотя, и в те далекие времена нашлись те, кто посчитал, что "это ведро ни хрена не едет". Специально для них (точнее, для наиболее состоятельных из них) в 1961 году представили купе и купе-кабриолет Skyline Sport (BLRA-3). Кузова для этих машин делали горячие итальянские парни из ателье Michelotti. Характеристики у "спортивной" версии были уже значительно серьезнее: силовой агрегат GB-30 объемом 1,9 л мог похвастаться мощностью 96 л. с. и максимальным крутящим моментом 154 Нм. Не так уж плохо для шестидесятых! Увы, Skyline Sport так и не познал радостей крупносерийного производства. Машины собирались вручную, и выпущено таким образом было всего несколько сотен экземпляров. Зато, благодаря агрессивному продакт-плэйсменту, этот Скай снялся во множестве японских кинолент тех лет. К сожалению, я не смогу назвать ни одной из них, но особо интересующимся наверняка поможет IMDB.

http://racingforceomsk.my1.ru/_fr/0/3847820.jpg
А ведь уже угадываются в этом облике черты современной Годзиллы!

В шестдесят третьем свет увидело полноценное второе поколение Ская - модель S50. Кому как, а по-моему он был слегка похож на ВАЗовскую "шестерку", то бишь рестайлинговый Fiat 124. Сходство с Фиатом не такое случайное, как может показаться, ибо к экстерьеру снова приложило руку ателье Michelotti. Несмотря на совершенно новый кузов, двигатель G-1 являлся лишь доработанной версией старого GA-4, а мощность его вообще не изменилась и составляла все те же 70 сил. C другой стороны, был доступен и более интересный вариант - 91-сильный мотор объемом 1,9 л.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/22/Prince_Skyline_S50_1500_Deluxe_001.jpg/800px-Prince_Skyline_S50_1500_Deluxe_001.jpg

Тем временем тема автоспорта не могла не будоражить умы неукротимых японских инженеров. Посмотрев на гоночных фаворитов тех лет - Porsche и Alfa Romeo, они решили: "Почему бы на базе Скайлайна не построить Настоящий Японский Спортивный Автомобиль™?" А решив, приступили к немедленной реализации проекта. Главная идея была проста: всем хорош S50, но четырехцилиндровый мотор - это совершенно несерьезно. Благо, была у Prince модель Gloria с двухлитровой рядной "шестеркой" G7. Чтобы втиснуть этот агрегат в подкапотное пространство Ская, колесную базу пришлось удлиннить на добрых 20 сантиметров. Засим воспоследовала масса других доработок, и неукротимый болид был готов. Создатели машины спали и видели ее победительницей второго Гран-при Японии в классе GT-II. В преддверии гонки, согласно правилам омологации, было построено 100 таких автомобилей - неутомимые японские мастера работали над ними круглые сутки.
Обставить европейский автопром подчистую не удалось - Porsche 904 занял первое место. Но сказать о таком результате: "EPIC FAIL" не поворачивается язык, поскольку Скайлайнам достались сразу пять следующих позиций - со второй по шестую.
После такого успеха Prince 2000GT не могли не пустить в серию. На внутреннем рынке были доступны две модификации: попроще и позлее (GT-A и GT-B соответственно, также известны как S54A и S54B). Тот, что позлее - это как раз-таки и был гоночный вариант. На "овощной" версии двигатель G7 развивал 107 сил, тогда как в случае с GT-B тот же силовой агрегат мог выдать уже все 125, благодаря трем карбюраторам Weber 40DCOE. Усовершенствованный распредвал позволял раскручивать мотор до 7000 оборотов в минуту. Помимо этого, отличным ездовым характеристикам способствовали 5-ступенчатая "механика" со сближенными передаточными числами и самоблокирующийся дифференциал. Обе версии оснащались передними дисковыми тормозами с двухпоршневыми суппортами.

http://ll.speedhunters.com/u/f/eagames/NFS/speedhunters.com/Images/Mike%20Garrett/1Nissan/Skyline/skyline2.jpg
Настоящий Спортивный Автомобиль. Это вам не зубильные движки растачивать...

В 1966 году свершилась сделка по слиянию Prince Motor и Nissan, вследствие чего Скайлайны сменили фамилию (на собственно Nissan для внутреннего рынка и Datsun - для экспорта). Первым из "переименованных" стал Skyline S57 - по сути рестайлинговый вариант S50. Эта машина могла похвастать самым мощным из производимых в Японии полуторалитровых моторов. Одновальный агрегат G15 располагал невиданной силою 88 сферических лошадей в вакууме.

Новое поколение Nissan Skyline - модель C10 - было представлено в 1968 году. Базовые силовые агрегаты - уже знакомая рядная "четверка" G15 и 105-сильный 1.8-литровый мотор G18. Варианты исполнения кузова - седан и универсал, а в 70-м году подоспело еще и купе. Не обошлось и без "заряженной" версии 2000GT с шестицилиндровым двигателем L20 (130 л. с.). На сей раз уже не было проблемы с запихиванием большого двигателя под капот машины - шасси изначально проектировали с запасом пространства.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Skyline2000gt-x.jpg
А теперь - самое интересное: в феврале 1969 года свет увидел первый Nissan Skyline GT-R (расшифровывается как Gran Turismo - Racer). Сердцем автомобиля был мотор S20, опять-таки рядная "шестерка" впечатляющей мощности - 160 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент - 180 Нм. Не каждый спорткар мог похвастать такими характеристиками, да и сегодня это не так уж и мало для "гражданской" машины. К слову сказать, этот двигатель был модифицированной версией агрегата, устанавливавшегося на гоночный болид 1965 года Nissan R380.
http://ll.speedhunters.com/u/f/eagames/NFS/speedhunters.com/Images/Mike%20Garrett/1Nissan/Skyline/skyline4.jpg
C10 получил в народе прозвище Hakosuka. Дословно "hako" - коробочка, "suka" - не то, что вы подумали, а первая часть слова "skyline" в японском произношении. Скай-коробчонка.

На первых порах GT-R был только седаном (PGC10), но в 72 году появилось и купе (KPGC10). Эти недобрые автомобили наводили ужас на соперников на гоночных трассах. В общей сложности с 1969 по 1972 год GT-R PGC10 и KPGC10 завоевали около 50 побед подряд (!), пока Mazda RX-3 в конечном итоге не заборола Ниссановского фаворита.
Пожалуй, не стоит удивляться и тому, что GT-R снискал великую популярность среди любителей адского тюнинга и зловещего ночного стритрейсинга. Бытует мнение, что Skyline GT-R стал одним из "автомобилей-первопроходцев" самого показушного вида автоспорта - дрифтинга. Так это или нет, но на таких соревнованиях GT-R последних поколений можно частенько встретить и сегодня.

Следующим витком в истории Скайлайнов стала модель С110. Если ее предшественника обзывали "коробчонкой", то этот автомобиль наградили более странной, на первый взгляд, кличкой - Kenmeri. А виной всему - рекламные ролики, в которых показывали супружескую пару, неких Кена и Мери, беззаботно рассекавших на своем замечательном Скайлайне по необъятным просторам японщины. Рекламная кампания, кстати сказать, была весьма удачной - японцы раскупали эти машины весьма активно. И не только они. Под именем Datsun K-Series автомобили экспортировались за границу. В частности, жители Австралии вполне благосклонно приняли Datsun 240K с шестицилиндровым 2.4-литровым двигателем. Стоил он по тем временам $5000 - как Ford Falcon или "пятерка" BMW.
Что до кузовов, то в продаже были доступны седан, пятидверный универсал и ставшее самым популярным двухдверное купе, очень похожее на американские масл-кары тех лет.
Сравните, например, с Dodge Charger 70 года (вверху):
http://image.motortrend.com/f/9493257/112_0712_02z+1973_nissan_skyline+white.jpg
Это, конечно, не китайский стиль клонирования, но сходство прослеживается, не правда ли?


Между тем, именно на этой модели впервые появились знаменитые сдвоенные круглые задние фонари - "визитная карточка" современных Skyline:
http://cornerbalance.files.wordpress.com/2008/11/kenmarygtr1.jpg

Фотография не даст соврать - версия GT-R у С110 была. Двигатель она имела тот же, что и C10, - шестицилиндровый S20. К сожалению, выпущено таких машин было невероятно мало, всего 197 штук (с 1972 по 1973 год, кузов - только купе). Винят в этой исторической несправедливости нефтяной кризис, во время которого принцип "Fuck The Fuel Economy" перестал работать, и спрос на прожорливые спортивные машины упал. Программа GT-R была свернута, и выпуск "особо злых" Скайлайнов возобновился только в начале 90-х годов...

© http://kuder.livejournal.com/510257.html